ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Оценка транспортных средств - одно из направлений деятельности нашей компании.
Оценка транспортных средств - услуга, целью предоставления которой является выдача заключения о рыночной стоимости транспортного средства.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей – либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В настоящее время транспорт стремительно развивается. В условиях свободного рынка и жесткой конкуренции производители транспортных средств буквально ошеломляют потенциального покупателя рекламой о надежности, долговечности и прочих преимуществах. Если с новым транспортным средством все понятно, то с транспортом бывшего в эксплуатации возникают вопросы, а действительно ли объявленная стоимость продавцом соответствует рыночной. Ответ на вопрос о стоимости вашего транспортного средства, или транспортного средства, которое вы желаете приобрести в собственность может дать оценочная компания. Оценка транспортных средств - это определение стоимости данного транспорта с учетом его технического состояния, физического и функционального износа.
Под транспортным средством понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К транспортным средствам относятся механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Механические транспортные средства включают автотранспортные средства (грузовые и легковые автомобили, автобусы и автопоезда), мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Оценка всех видов транспорта производится для следующих целей:
- Оценка транспортных средств для определения цены при купле-продаже
- Оценка транспортных средств для оформление наследства
- Оценка транспортных средств при оформлении залога для обеспечения хозяйственных сделок и кредита
- Оценка транспортных средств при страховании имущества предприятия
- Оценка транспортных средств при передаче в аренду (лизинг)
- Оценка транспорта при переоценке основных фондов
- Оценка транспортных средств для определения налогооблагаемой базы в составе основных средств для исчисления налога на имущество
- Оценка транспортных средств при разработке бизнес-плана для реализации какого-либо инвестиционного проекта
- Оценка транспортных средств при передаче и оформления каких-либо объектов в качестве вклада в уставный капитал другого создаваемого или реорганизуемого предприятия
- Оценка транспорта при ликвидации и утилизации объектов из-за невозможности или нецелесообразности их дальнейшей эксплуатации по прежнему назначению.
Это далеко не полный перечень ситуаций, в которых необходима независимая оценка автотранспорта с получением отчета от профессиональных экспертов. В итоговом документе указывается конечная сумма, а также описывается методика ее расчета и факторы, которые повлияли на формирование стоимости.Оценка транспортных средств производится как самостоятельно, так и в составе имущественных комплексов.
Оценка транспортных средств в указанных целях получила активное развитие с 1992, до этого проводилась лишь оценка ущерба от повреждения транспортных средств в ДТП. Методология оценки стоимости транспортных средств базируется на сравнительном и затратном подходах. Наиболее подходит сравнительный подход, т.к. транспортные средства являются продукцией крупносерийного и массового производства и число сделок купли-продажи достаточно велико, поэтому ценовая информация стабильна, представительна и доступна. Затратный подход используется только при оценке переоборудования транспортных средств и при изготовлении их в порядке индивидуального творчества (поскольку изготовление одного-единственного транспортного средства представляет собой единичное производство, удельные затраты на изготовление выше, чем при серийном производстве). Он рационален при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления калькуляций на ремонтные работы. Доходный подход возможен лишь при оценке раритетных (редких, ценных) автомобилей в том случае, когда они приносят доход своим владельцам путем использования на съемках фильмов, участия в демонстрационных пробегах, экспонирования на выставках и т.п.
Как проводится оценка транспортных средств
В подавляющем большинстве случаев заказчикам оценки рыночной стоимости транспортных средств требуется провести оценочные процедуры именно в отношении автомобилей.
Особенности оценки транспортных средств:
1. Подписание договора на оценку транспортного средства
В этом документе прописывается, какие работы предполагается выполнить в рамках определения того, сколько стоит оцениваемый объект. Данный этап очень важен, так как он предполагает знакомство с заказчиком и выяснение наличия у него полномочий на заказ услуг оценщиков. Кроме этого, эксперты здесь пытаются аккуратно определить то, не имеет ли оцениваемый объект каких-то скрытых повреждений и дефектов. Заказчик уведомляется представителями экспертной организации о том, сколько будет стоить независимая оценка транспортных средств, и в случае согласия с расценками подписывается соответствующий договор. В нем обязательно фиксируются следующие моменты:
- оцениваемый объект;
- обязанности и права сторон, а также возлагаемая на них ответственность;
- стоимость услуги;
- срок, в течение которого должны быть завершены оценочные действия.
2. Осмотр транспортного средства
На данном этапе проведения независимой оценки транспорта осуществляется несколько операций. Начинается все с фиксации следующих моментов:
- сведений о собственнике транспортного средства или его представителе, выступающем по доверенности. Если речь идет о физическом лице, то фиксируются паспортные данные, в случае с организацией записываются ее реквизиты;
- наличия технического паспорта (свидетельства, подтверждающего прохождение процедуры регистрации в установленном законом формате);
- наличия основных характеристик транспортного средства;
- для оценки транспорта после ДТП — содержания документов от органов внутренних дел, в которых описывались повреждения оцениваемого объекта в момент его осмотра на месте аварии.
Когда получены все необходимые сведения из документов, оценщик начинает непосредственный осмотр движимого имущества для того, чтобы определить его техническое состояние и комплектность. Здесь может составляться акт осмотра транспортного средства, хотя он и не является обязательным документом. Впрочем, многие оценщики предпочитают составлять его, так как это в дальнейшем значительно упрощает процедуру составления отчета. Кроме этого, данный акт можно передать для изучения различным заинтересованным лицам, что позволяет снять большое количество лишних вопросов, и в то же время повышает доверие ко всем результатам независимой оценки транспорта.
3. Идентификация сведений, взятых из техпаспорта транспортного средства
У каждого транспортного средства должен быть технический паспорт, в котором прописываются следующие его характеристики:
- год выпуска;
- номера, по которым можно идентифицировать двигатель и кузов;
- пробег и так далее.
Для автомобилей в большинстве случаев год выпуска определяется по номеру кузова, здесь используется принятая во всем мире система нумерации с VIN-номером, который индивидуален для каждой машины. VIN-номер состоит из 17-ти букв и цифр, разделенных на три части.
В первой части содержится три знака, которые являются международными кодами производителя. Они показывают на следующие моменты:
- географическая зона изготовления;
- страна-производитель;
- завод-изготовитель.
Во второй части содержится шесть знаков, и они говорят о модели транспортного средства. В третьей части восемь знаков, сначала идет латинская буква, показывающая год производства, а затем комбинация цифр, являющаяся порядковым номером кузова.
На результаты в акте оценки транспортного средства особое влияние оказывает пробег автомобиля, именно от него во многом зависит остаточная стоимость данного объекта. Например, машина может быть выпущена 2-3 года назад, но она эксплуатировалась настолько интенсивно, что капитального ремонта или замены требуют основные дорогостоящие агрегаты. Такой высокий износ характерен, к примеру, для автомобилей таксопарков.
В связи с указанными выше моментами оценщик должен определить именно реальный пробег, для чего осматривается спидометр на предмет целостности пломб и отсутствия следов внешнего вмешательства. Получить достоверную информацию о пробеге автомобиля при оценке остаточной стоимости транспортных средств можно, в том числе, из сервисных книжек авто и баз данных СТО.
Если ситуация остается сомнительной, то можно обратить внимание на такие достаточно точные показатели, как:
- состояние обивки сидений и пластика в салоне;
- состояние кузова и двигателя;
- степень износа тормозных дисков и барабанов, а также других элементов оцениваемого автомобиля.
Кроме всего этого, оценщик должен тщательно осмотреть и другие агрегаты автомобиля для определения их наличия и технического состояния.
Методика оценки транспортных средств предполагает не только их внешний осмотр, но и по возможности запуск двигателя. В данном случае нужно проверить, как он работает в разных режимах, а также как проявляют себя в работе прочие узлы, системы и контрольные приборы. При запуске двигателя могут быть обнаружены следующие указывающие на неисправности моменты:
- наличие посторонних шумов и стуков;
- избыточное задымление выхлопных газов;
- нестабильная работа на холостых оборотах и прочие моменты.
4. Проведение расчетов по оценке остаточной стоимости транспортного средства.
Здесь могут использоваться различные формулы и методы оценки транспортного средства, которые фиксируются в отчетных документах и при необходимости могут быть дополнительно исследованы и оспорены.
5. Подготовка отчета об оценке транспортного средства
Заказчику по итогам оценочных действий передается акт осмотра транспортного средства и отчет с заключением о его стоимости на текущий момент. Прочие документы могут составляться и передаваться заказчику в зависимости от того, какие стояли цели оценки транспортных средств. Например, тут может подготавливаться следующая документация:
- заключение о необходимых расходах на восстановление поврежденного автомобиля;
- калькуляция ремонтных работ;
- заключение о дополнительной утрате товарной стоимости машины, которая возникает при серьезных повреждениях. Например, если у автомобиля перекошен каркас, поврежден слой краски на большой площади кузова или требует полной разборки салон, то даже проведение профессионального ремонта не позволит восстановить заводские параметры, а значит, отремонтированная машина утратит часть своей ценности.
В стандартном случае документы с результатами независимой оценки транспортного средства подготавливаются и передаются заказчику в течение 10 дней после того, как был произведен осмотр транспортного средства. При этом данный срок может быть изменен по дополнительной договоренности и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения.
К отчету об оценке транспортного средства предъявляется ряд определенных требований:
- он не должен приводить к неоднозначному толкованию или вводить клиента в заблуждение относительно того, сколько стоит представленный им для оценки транспорт;
- в отчете в обязательном порядке должно указываться, на каком основании проводятся оценочные работы, когда они проводятся, какие цели и задачи ставятся, какие стандарты используются;
- в отчете нужно приводить и другую информацию, которая позволяет полностью и недвусмысленно истолковать величину полученной в итоге стоимости;
- в отчет также могут вноситься и другие сведения, которые, по мнению оценщика должны помочь в создании полной картины использованных им методов оценки транспортного средства.
Мы рады будем помочь в вопросах оценки транспортных средств.